воскресенье, 15 марта 2009 г.

Прокрастинация

Так вот. Прокрастинация :)
Это такая мерзкая штука - откладывание на потом все, что можно. То есть вроде как ты не отказываешься это делать, но сейчас не желаешь уделять этому время и усилия. Самый классический пример прокрастинации - учеба, а особенно курсовые, дипломы, рефераты, и т.п., которые пишутся в самый последний момент. И ведь всегда думаешь "в этот раз сделаю все заранее", но никогда не делаешь.
Причины этому явлению можно найти самые разнообразные, и они могут быть как индивидуальными, так и характерными для всех. Из наиболее распространенных можно выделить:
  • Пресловутый перфекционизм. Если уж делать, так делать идеально, но делать идеально нет сил/времени/денег/настроения....
  • Неприятные моменты в процессе. Например, необходимость общаться с неприятным человеком по какому-то вопросу.
  • Неизвестные моменты в процессе. Например, в дипломе можно не знать, как писать вступление, и из-за этого тормозится вся работа.
  • Нежелание делать это дело в принципе. Такое бывает, если цель не твоя собственная, а кем-то тебе навязана (причем ты можешь даже этого не понимать на сознательном уровне. Но подсознание-то все знает:) ).
Но самый интересный вопрос - как с этим бороться? Лично я для себя выделила несколько способов:
  1. Перфекционизмом я особо не страдаю, но иногда на меня находит. Тогда я решаю, что сделаю максимально хорошо какую-то маленькую часть дела - таким образом, и красота соблюдена, и дело продвинулось.
  2. Нужно уговорить себя на 5 (или 15) минут делания чего-либо. Это ведь так быстро :) но обычно за это время втягиваешься. Если нет - ну что ж, зато что-то сделано, и начало положено. А успеть за это время можно многое (ну, за 5 минут меньше, конечно, но вот 15-минутки - это просто золотая жила). Приведу пример: сегодня я полностью убрала один из навесных шкафчиков на кухне. Он не супер-большой, но все же там три полки, заставленных доверху. Я полностью разобрала его содержимое, выкинула все ненужное, отмыла полки и сам шкафчик, вытерла их насухо, и расставила все, что осталось после выкидывания (причем красиво расставляла). На все это у меня ушло всего лишь 25 минут, но это с учетом того, что я к шкафчику я добиралась с табуретки, и мне постоянно приходилось с нее слазить и забираться обратно. Хотя мне казалось, что займет это минимум час, и будет неимоверно сложно и нудно.
  3. Кроме ограничения по времени, можно делать географические или количественные ограничения. Например, разобрать только одну полку в шкафчике. Или сделать только один звонок. Или написать три абзаца (пусть даже в них будет по одному предложению, не важно).
  4. Если в процессе есть неприятные моменты, нужно подумать: а можно ли их как-то обойти? Например, попросить кого-то другого позвонить, или вместо звонка написать мейл (многим так проще общаться). Если никак нельзя избавиться от этого, подумать, как облегчить себе процедуру или пообещать себе вознаграждение за выполнение.
  5. Очень важно разобраться, почему именно возникает прокрастинация - что именно побуждает откладывать дела. Тогда можно вылечиться, потому что диагноз будет поставлен максимально точно :)
  6. Ввести День незаконченных дел. Один раз в неделю (или месяц, или две недели - все индивидуально) завершать хотя бы одно дело из начатых или должных начаться. Если понимаешь, что это завершаться не будет - признать это, и выкинуть из списка. У меня так было с одним постом - я долго пыталась его писать, он у меня валялся в черновиках, какое-то время я пыталась его закончить, потом вообще игнорировала, потом все-таки поняла, что в ближайшее время я его заканчивать не буду, и удалила.
И самое главное: хвалить-хвалить-хвалить себя за малейшие успехи.

7 комментариев:

Анонимный комментирует...

у тебя самой получилось избавиться от этого гнусного качества?
советы хорошие... (безнадежно) попробую. Хотя, увы, мой любимый девиз - "Я подумаю об этом завтра".
Чем больше читаю твой пост, тем больше понимаю, что надо мне с собой бороться. Но слабовольная я. (

Zelenola комментирует...

Ты знаешь, с удивлением замечаю, что меньше прокрастинирую. Намного меньше.
Для меня идеально работает принцип "не делать, а поделать". То есть, к примеру, я не буду сейчас писать весь реферат, я просто напишу одну страничку или погуглю информацию. Когда дело вполне обозримо, оно:
а) достижимо
б) быстрее созреваешь его сделать, т.п. ясно понимаешь, что сделается оно быстро, и можно будет вернуться к более приятным вещам.

А слабоволие - почти у всех в крови. Тут фокус в том, чтобы не избавляться от него, а учиться с ним максимально мирно сосуществовать.

Анонимный комментирует...

С полной ответственностью заявляю: прокрастинация - восьмой смертный грех.
Да, "не сделаю, а поделаю" - это неплохо. Разумно. И все кажется не таким страшным.

Zelenola комментирует...

Это на самом деле нестрашно:)))
Еще можно постепенно внедрять полезные привычки, об этом тоже скоро будет пост :))

Анонимный комментирует...

жду!!! :)))

Anatolii комментирует...

Очень дельные советы. Попробую применять в жизни. А то последнее время неэффективно использую время.

Zelenola комментирует...

Когда-нибудь будет и продолжение :)
Когда я на себе что-нибудь опробую :)