четверг, 12 марта 2009 г.

Порядок

Заметки для поста на тему уборки, порядка и всего такого я писала в гуглдоках. Одних заметок скопилось на большой пост, а ведь к ним еще и комментарии нужны, и ссылки какие-то дать, и вообще :) поэтому я решила разбить все разговоры на эту тему на несколько постов - будет как повесть с продолжением:)
Очень многие мои идеи почерпнуты из сообщества флайледи, которому лично я очень благодарна - столько житейской мудрости в одном месте :))
Итак, сначала я в полной мере осознала и прониклась двумя идеями, которые, в общем-то, определили и остальной процесс. Идеи такие: (та-даммм!!)
  • Хлам нельзя упорядочить. От него можно только избавиться.
  • Дом не стал таким за один день. Соответственно, он не вернется в обратное состояние сразу же.
Что это значит: хлам - это хлам. И точка. И когда мы его куда-то рассовываем, распихиваем, и даже аккуратно раскладываем, это не помогает. Потому что он в принципе не нужен. Он занимает драгоценное место, лезет изо всех щелей, и мешает жить. Конечно, может так случиться, что когда-нибудь может быть, если звезды станут в одну позицию, а планеты в другую, а Луна будет в каком-нибудь особо извращенном положении по отношению к Юпитеру, то что-то из наших запасов понадобится. Но, как говорится, давайте будем реалистами.
Более того - если выкинуть хлам, то процесс уборки значительно сокращается и упрощается. Ведь уже не надо ни для чего придумывать креативные места. А для нужных вещей место находится - ведь мы размусорились, и у нас в кои-то веки появилось свободное пространство.
Про вторую идею: в ней заключается еще один принцип флайледи -- babysteps. Все делается по чуть-чуть, помаленьку, без морального и физического напряжения.
Флайледи сурово осуждают генеральную уборку, и я с ними полностью согласна. Ведь генеральная уборка - это не только сам процесс уборки. Это еще и моральная подготовка, которая может занять очень много времени - вряд ли кто-то бодренько вскакивает и бежит ее делать. Нет, это требует настраивания, подгоняния, уныния...Потому что мы же знаем, что дело это долгое, трудное и неблагодарное. В итоге настроение портится уже задолго до начала. Потом наступает непосредственно уборочная эпоха, которая может длиться неопределенно долгое время. И на закуску - долгий период восстановления и реабилитации, когда одна мысль о наведении порядка вызывает стойкое отвращение. Это отвращение длится до момента, когда пора уже делать следующую уборку, ну и все сначала.
По сравнению с этим флайледи предлагают просто чудо: делать все по чуть-чуть. Собственно говоря, они проповедуют принцип "поделать, а не делать". То есть главное - приложить усилия в течение короткого периода времени (но регулярно). В ЖЖ одна девушка наглядно описала эту систему: они переехали, и все, что не было сразу разложено в комнатах, было свалено в кладовке (поскольку это американский дом, то кладовка была большая). Она каждый день разбирала эту кладовку по 15 минут (используя таймер), и через какое-то время обнаружила, что все как-то само собой разобралось, расставилось по местам, и вообще ее услуги тут больше не нужны.
Настроиться на такие 15-минутки (флайледи рекомендуют именно этот промежуток времени, и настаивают на использовании таймера) намного легче, чем на генеральную уборку.
Я пока что ставлю себе не временнЫе, а географические ограничения - разобрать вот это место (место, естественно, выбирается небольшое). Но сегодня хочу попробовать с таймером. И ввела себе железное правило: если дело требует меньше минуты (выкинуть, поднять/положить/поставить, сложить/переложить), я делаю его сразу же. Кстати, это тоже сильно влияет на облик дома.

В следующей серии: хот-споты, перфекционизм с прокрастинацией, и еще что-нибудь :)
Ссылки на разные статьи и сайты будут тоже отдельным постом (как видим, в написании я тоже использую бебистепс :)) )

11 комментариев:

Анонимный комментирует...

Благодарные читатели с нетерпением ждут продолжения :) Тебе серьезно надо писать в женских журналах, свою колонку вести, как Кэрри в Секс ин зе сити :)
Как определить, где заканчивается нужная вещь и начинается хлам? Чаще всего это, конечно, очевидно. Но иногда возникают грандиозные сомнения.
Увы, моему перфекционизму, больному чувству, с которым надо бороться, гораздо легче сделать генеральную уборку, чем каждый день по чуть-чуть. Впрочем, это, конечно, дело привычки. Может когда-нибудь и заставлю себя, ленивую..

Zelenola комментирует...

не Ин зе сити, а Энд зе сити :))
Мммм...как правило, если ты задумываешься, хлам это или нет, то это хлам)))
Я так хотела расхламить свой диплом (распечатанную версию), но не решилась :( подумала, что если вдруг что, буду давать детям на обратной стороне рисовать)))
И я тебе серьезно говорю: если это делать примерно так, как рекомендует система, то лени не будет. Потому что не будет объемов работы.

Анонимный комментирует...

да, да, ЭНД. Думаю одно, а пишу другое :)) Хотя, где ЭНД, там и ИН...
Диплом - это памятник :) не уничтожай.
С моим перфекционизмом бороться нельзя. Увыыы, я уже несколько лет пытаюсь. Я у них на сайте читала про его вред, да и сама вижу, что толку никакого. Но тщетно. Умом все понимаю, а сердцу не прикажешь...

Zelenola комментирует...

Лично для меня диплом - это памятник Сталину: да, это было, но вспоминать лишний раз не хочется. Ну я его убрала подальше, особо он мне не мешает )))
А с перфекционизмом бороться умом не надо. Вот возьми и сделай что-то мааааленькое, но полезное. И сделай невозможным продолжение деятельности (например, делай это совсем незадолго до выхода из дома). Оно только практикой лечится))

Anatolii комментирует...

Теперь буду бороться с хаосом в шкафе и на рабочем столе посредством твоих советов. Спасибо)

Zelenola комментирует...

Удачи :)

Анонимный комментирует...

Добрый день.
Не могу пройти мимо этого обсуждения. Позвольте возразить по некоторым моментам.
Я абсолютно согласен с обеими идеями изложенными тут, но…
По поводу хлама. Я согласен, что его надо выкидывать, однако, как мне кажется, вы слишком категоричны в определении хлама.
Вот, например, детские игрушки это хлам? А ведь иногда раскидываются ровным слоем по всей квартире. Сломанные, конечно, надо выкидывать, а остальные?
Вот еще есть большое количество записочек с номерами телефонов и контактами. Я, конечно, понимаю, что правильнее их сразу записывать в блокнот или что-то типа того. Но так сложилось, что довольно много контактов записывается на бегу в такие маленькие бумажки. Они тоже хлам? Я не согласен, пока контакты не переписаны, их выкидывать нельзя.
У многих моих знакомых есть еще практика передавать друг другу детские вещи. Ну, это, наверно, довольно большая тема для того, чтобы писать её здесь в комментарии…
Еще хотел сказать про 15 минут. С этой идеей абсолютно согласен, но с небольшой оговоркой. Как мне кажется, многое зависит от скорости захламления квартиры. Если квартира захламляется быстрее, чем вы её убираете, то эти 15 минут не помогут. А регулирование скорости захламления это уже организационный вопрос :)
Кстати, бардак на рабочем столе мне удалось устранить правильной организацией именно рабочего стола. Сейчас на нем бардак просто не задерживается.
Всем успехов.

Zelenola комментирует...

Ну, в общем-то, никто и не говорит, что надо выкинуть все, что есть в доме :)
Детские игрушки - однозначно не хлам, они приносят пользу. Просто, возможно, не хватает мест для их хранения (я вот по себе заметила, что как только я обзавожусь удобным местом, где можно все красиво и аккуратно разложить, как эти предметы перестают разбрасываться по всей квартире). Вообще по детским игрушкам я некомпетентна, т.к. еще не сталкивалась с такой проблемой в роли взрослого.
Про маленькие заметки - лично я стараюсь всегда таскать в сумке маленький блокнотик и все туда записывать по возможности (ну и телефон в этом деле тоже очень полезен). А маленькие бумажки складываются или в кармашек сумочки, или вообще в кошелек, и раз в какое-то время (по мере накопления) я их все вытаскиваю, сортирую, переписываю куда-то...
А, и еще очень важный момент: избавление от хлама не всегда = выкидыванию. Можно подарить, отдать, пожертвовать, да в конце концов просто выставить на скамейке возле подъезда. Ведь для кого-то именно эта вещь может оказаться страшно ценной и полезной, но вот именно для вас это хлам. И только от вас зависит, как именно вы его устраните из своего дома.

Zelenola комментирует...

А 15-минутки на самом деле очень результативны. Это только кажется, что за это время мало что можно успеть, а на самом деле... :)
И даже если не расхламляться и не ликвидировать старые завалы, 15-минутки очень помогают поддерживать текущий порядок в квартире.

Анонимный комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.
Анонимный комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.